разделы сайта
новости
объявления
13.10.2020

    Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Преосвященнейшего ИННОКЕНТИЯ, епископа Александровского и Юрьев - Польского, для новосооружаемого киота - мощевика Зосимовой пустыни, , секретарем Александровского Епархиального управления иеромонахом Даниилом (Колесниковым), в обитель передана частица честных мощей святого благоверного князя Святослава Юрьевского (Владимирского). Это единственный православный святой с таким именем.

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ- ГАВРИИЛ ЮРЬЕВСКИЙ, ВЛАДИМИРСКИЙ.

Память празднуется 3/16/ февраля в день преставления и 23 июня/6 июля/ вместе с Собором Владимирских святых.

В древних русских летописных святцах Святослав III Всеволодович, Юрьевский князь, именуется святым. Он родился 26 марта 1196 года в г. Владимире и был четвертым сыном самого могущественного в то время правителя Руси великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, который небывало усилил Северо-Восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. От его сыновей произошли почти все северные князья- 115 родов.

Всеволод Великий стремился княжить без насилия, уважая древние обычаи. Он был мужественным, в боях непобедимым, по возможности старался избегать кровопролития. Княжение его во многом было продолжением внешней и внутренней деятельности старшего брата святого благоверного князя Андрея Боголюбского.В 1212 году 15 апреля благоверный князь Всеволод (во святом крещении Дмитрий) преставился и положен был в Успенский собор города Владимира, построенный Андреем Боголюбским.

Во святом крещении младенца Святослава нарекли именем Гавриила в честь Архистратига Божия. Мать, блаженная княгиня Мария, в иночестве Марфа, была дочерью Шварна, князя Чешского, воспитывала сына в благочестии, уча его добродетельному житию, в коем и сама преуспела. Она славилась кротостью и мудростью. Летописцы указывают на её богатые вклады в храмы и обители земли Владимирской. Страдая тяжким недугом, она проявила необычайное терпение, за все благодаря Бога. Перед смертью благословила своих сыновей жить в любви к Богу и людям, быть трезвыми, приветливыми и особенно уважать старцев. Отроком Святослав был послан отцом на княжение в Новгород Великий. После смерти отца в 1212 году он получил в удел город Юрьев-Польский. В разные годы также княжил в Переславле-Залесском и Суздале.

В 1216 году молодой князь стал свидетелем и участником междоусобной борьбы, развязанной старшими братьями, которая разрешилась кровавой битвой на реке Липице близ Юрьев-Польского. Подробный рассказ о ней содержится в новгородской Четвертой летописи: «О страшное чудо и дивное, братья! Пошли сыновья на отцов, а отцы на детей, брат на брата, рабы на господ, а господа на рабов». Такой страшной битвы ещё не знали на Руси. Летописец пишет: «Не десять мужей было убито и не сто, но тысячи тысяч. В городе Юрьеве был слышен крик и вопли раненых. И некому было погребать мертвых.» Липецкая битва так сильно потрясла душу Святослава , что всю свою дальнейшую жизнь он старался избегать любых междоусобных конфликтов, призывая к тому же и других князей и пытаясь кротостью своею умирить в распрях своих братьев. В то же время Святослав был доблестным воином. Успех сопутствовал ему в походах на земли мордвы и чуди. Особенно прославился благоверный князь победой над волжскими болгарами и взятием их главного города Ошела.

Волжские (камские) болгары были восточными соседями суздальских князей и нередко совершали набеги на Русь. Манили их чужие просторы, богатая добыча и множество полонян. Так, в 1219 году болгары напали на северную окраину Суздальской земли и взяли город Устюг. А в следующем, 1220 году для обороны русских земель великий князь владимирский Георгий (Юрий) посылает на иноплеменников своего брата Святослава. Сильное ополчение во главе со Святославом поплыло вниз по Волге и высадилось на берег возле Ошела. Искусно выстроив войска, князь подошел к городу, отразил нападение болгарской конницы и осадил город, хорошо укрепленный дубовыми стенами и валом. Русские воины, «рассекши плот, вбиша в город поганых и отъяша у них врата и зажегши град, на щит его взяша молитвами Богоматере». «Сей успех казался столь важным князю, что он встретил брата за несколько верст от столицы, благодаря его, осыпал дарами; три дня угощал всех воинов »,- пишет историк Н.М. Карамзин. В результате удачного похода Святослава на иноплеменников великий Владимирский князь Георгий Всеволодович решил закрепить за Русью важное место при впадении Оки в Волгу. Здесь в 1221 году был заложен Нижний Новгород.

Князь Святослав-Гавриил был женат на княжне Евдокии Петровне, дочери князя Муромского Петра(в монашестве Давида) и Февронии (в иночестве Ефросинии), святых Муромских чудотворцев. От этого брака у них был единственный сын Димитрий, также признаваемый по старинным святцам святым. В 1228 году Святослав отпустил свою благочестивую жену в в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. В этом монастыре благоверная княгиня преставилась и там же похоронена. До сего дня в этом монастыре почивают её святые останки.

В эти годы Святослав все больше и больше отходил от ратных дел, местом своего постоянного пребывания выбрал Юрьев, откуда почти никуда не выезжал , много читал и молился. Подобно своему отцу Всеволоду Юрьевичу, Святослав возлюбил Божии храмы и церковную красоту. В городе Юрьев-Польском князь основал княжеч монастырь в честь архистратига божия Михаила. Точная дата его основания не установлена. В 1230 году он повелел разобрать в Юрьеве церковь, построенную его дедом Юрием Долгоруким, так как она «обветшала и поломалася». А через четыре года на её месте владимиро-суздальские мастера построили дивный храм. Казалось бы, невозможно было сравниться и тем более превзойти уже созданные к тому времени храм Покрова на Нерли, Успенский и Димитриевский собор во Владимире. И все же владимиро-суздальские мастера создали новый шедевр. Вся поверхность нового Георгиевского собора сверху донизу покрывается резьбой по белому камню. В ажурный ковер животного и растительного орнамента искусно вплетаются большие и сложные религиозные композиции. Летописец отмечает: «Чудно зело, вельми украси ю резным камнем от подошвы доверху святые лики и праздники, а сам бе мастер». К наиболее совершенным композициям относится Святое Распятие(так называемый Святославов Крест). Резная надпись на нем говорит, что оно поставлено самим Святославом: «Сооружен сей честный животворящий крест Господен благоверным князем Святославом Всеволодовичем в лето 6732(1224)». Согласно преданию, благоверный князь высек его из камня в память о своем чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских болгар. На огромном каменном кресте — Христос. Сколько страдания на лике Христа и его чуть изогнутом теле. На соседнем камне слева от «Распятия» — Богородица и жены — мироносицы. Их позы, прижатые к груди руки говорят о великой скорби. На камне справа от «Распятия» стоит любимый ученик Христа молодой апостол Иоанн, подперев рукой голову. Рядом с ним римский сотник Лонгин в воинских доспехах: он отшатнулся, в ужасе протянув вверх правую руку. Установлено было «Распятие» в центральной закомаре северного фасада собора, обращенного к городу. Позднее было перенесено внутрь собора. «Святославов крест» пользовался у верующих особым почитанием как чудотворный. Много паломников приходило сюда из разных уголков России, чтобы приложиться к нему и получить исцеление. В их числе были такие правители России, как великий князь Василий III, его сын Иоанн Грозный, первый царь из дома Романовых Михаил Федорович. Рядом со «Святым Распятием» находился и портрет строителя собора- благоверного князя Святослава Всеволодовича. Тонкий и умелый резец высек на белом камне лоб, покрытый низко спускающейся из-под шапки-шлема чёлкой волос. Длинная борода сочетается с закрученными вверх усами, живой взгляд больших глаз. Вероятно, именно такие лица русские летописцы называли «красными». Созданный за четыре года (1234 г) до монголо-татарского нашествия Георгиевский собор стал лебединой песней владимиро-суздальских зодчих, жемчужиной земли Владимирской. В 1237 году на Русскую землю вторглись монголо-татарские завоеватели.

Разрозненные уделы один за другим были покорены врагом, не встретившим объединенного отпора всей земли. Вслед за разоренной сожженной Рязанью пали Коломна и Москва. В начале февраля 1238 года татары двинулись на Владимир. Князь Святослав, взяв с собой сына Димитрия, с юрьевской дружиной отправился на север к Угличу, чтобы соединится с полками своего брата великого владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича. В 1238 году произошла битва на реке Сити, в которой войска Батыя разбили русские дружины. Но Господь вновь спас от неминуемой гибели благоверного князя Святослава и сына его Димитрия. Как кротких и возлюбленных чад своих. В 1247 году, как старший в роде Святослав получил великокняжеский престол во Владимире. Однако после недолгого княжения(был изгнан из Владимира своим племянником Михаилом Ярославовичем Храборитом) вновь вернулся в Юрьев-Польский, где, по словам современника , «окончил свои дни в посте и молитве, чистоте и покаянии».

Преставился святой князь 3(16) февраля 1252 года. «Со многим плачем» прощался народ с любимым князем. Тело его было положено в соборе святого великомученика Георгия, им же самим построенном.

Дорогие братья и сестры!

Таинство Елеосвящения (СОБОРОВАНИЕ) будет совершаться в Смоленском Соборе монастыря 17 АПРЕЛЯ (СУББОТА), сразу по окончании утреннего богослужения.

Соборование будет совершаться в нашей обители ОДИН РАЗ за Великий пост.

_________________

Просим обратить внимание на то, что монастрь отвечает на телефонные звонки ежедневно, с 9.00 до 16.00 часов, кроме воскресений и церковных праздников выделеных в расписании богослужений красным цветом

В это же время мы отвечаем на сообщения в  WhatsApp, Viber  или E-mail.

________________

В монастыре продолжается отопительный сезон!

В этот период сильно возрастают расходы на коммунальные платежи, особенно счета за газ,  и мы особенно нуждается в вашей помощи!

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту Сбербанка

№ 4817 7602 5672 4638.

Владелец карты - настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ

(Сергей Юрьевич С.) 

или на Яндекс- кошелек № 4100 1573 4392 279.

В связи с участившимися случаями мошеннических действий с переводами на банковские карты, просьба ОБЯЗАТЕЛЬНО указывать назначение платежа: "Пожертвование на уставную деятельность".

 

 

Монастырь в социальных сетях:

Православные праздники