разделы сайта
новости
объявления
13.10.2020

    Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Преосвященнейшего ИННОКЕНТИЯ, епископа Александровского и Юрьев - Польского, для новосооружаемого киота - мощевика Зосимовой пустыни, , секретарем Александровского Епархиального управления иеромонахом Даниилом (Колесниковым), в обитель передана частица честных мощей святого благоверного князя Святослава Юрьевского (Владимирского). Это единственный православный святой с таким именем.

СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ- ГАВРИИЛ ЮРЬЕВСКИЙ, ВЛАДИМИРСКИЙ.

Память празднуется 3/16/ февраля в день преставления и 23 июня/6 июля/ вместе с Собором Владимирских святых.

В древних русских летописных святцах Святослав III Всеволодович, Юрьевский князь, именуется святым. Он родился 26 марта 1196 года в г. Владимире и был четвертым сыном самого могущественного в то время правителя Руси великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо, который небывало усилил Северо-Восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. От его сыновей произошли почти все северные князья- 115 родов.

Всеволод Великий стремился княжить без насилия, уважая древние обычаи. Он был мужественным, в боях непобедимым, по возможности старался избегать кровопролития. Княжение его во многом было продолжением внешней и внутренней деятельности старшего брата святого благоверного князя Андрея Боголюбского.В 1212 году 15 апреля благоверный князь Всеволод (во святом крещении Дмитрий) преставился и положен был в Успенский собор города Владимира, построенный Андреем Боголюбским.

Во святом крещении младенца Святослава нарекли именем Гавриила в честь Архистратига Божия. Мать, блаженная княгиня Мария, в иночестве Марфа, была дочерью Шварна, князя Чешского, воспитывала сына в благочестии, уча его добродетельному житию, в коем и сама преуспела. Она славилась кротостью и мудростью. Летописцы указывают на её богатые вклады в храмы и обители земли Владимирской. Страдая тяжким недугом, она проявила необычайное терпение, за все благодаря Бога. Перед смертью благословила своих сыновей жить в любви к Богу и людям, быть трезвыми, приветливыми и особенно уважать старцев. Отроком Святослав был послан отцом на княжение в Новгород Великий. После смерти отца в 1212 году он получил в удел город Юрьев-Польский. В разные годы также княжил в Переславле-Залесском и Суздале.

В 1216 году молодой князь стал свидетелем и участником междоусобной борьбы, развязанной старшими братьями, которая разрешилась кровавой битвой на реке Липице близ Юрьев-Польского. Подробный рассказ о ней содержится в новгородской Четвертой летописи: «О страшное чудо и дивное, братья! Пошли сыновья на отцов, а отцы на детей, брат на брата, рабы на господ, а господа на рабов». Такой страшной битвы ещё не знали на Руси. Летописец пишет: «Не десять мужей было убито и не сто, но тысячи тысяч. В городе Юрьеве был слышен крик и вопли раненых. И некому было погребать мертвых.» Липецкая битва так сильно потрясла душу Святослава , что всю свою дальнейшую жизнь он старался избегать любых междоусобных конфликтов, призывая к тому же и других князей и пытаясь кротостью своею умирить в распрях своих братьев. В то же время Святослав был доблестным воином. Успех сопутствовал ему в походах на земли мордвы и чуди. Особенно прославился благоверный князь победой над волжскими болгарами и взятием их главного города Ошела.

Волжские (камские) болгары были восточными соседями суздальских князей и нередко совершали набеги на Русь. Манили их чужие просторы, богатая добыча и множество полонян. Так, в 1219 году болгары напали на северную окраину Суздальской земли и взяли город Устюг. А в следующем, 1220 году для обороны русских земель великий князь владимирский Георгий (Юрий) посылает на иноплеменников своего брата Святослава. Сильное ополчение во главе со Святославом поплыло вниз по Волге и высадилось на берег возле Ошела. Искусно выстроив войска, князь подошел к городу, отразил нападение болгарской конницы и осадил город, хорошо укрепленный дубовыми стенами и валом. Русские воины, «рассекши плот, вбиша в город поганых и отъяша у них врата и зажегши град, на щит его взяша молитвами Богоматере». «Сей успех казался столь важным князю, что он встретил брата за несколько верст от столицы, благодаря его, осыпал дарами; три дня угощал всех воинов »,- пишет историк Н.М. Карамзин. В результате удачного похода Святослава на иноплеменников великий Владимирский князь Георгий Всеволодович решил закрепить за Русью важное место при впадении Оки в Волгу. Здесь в 1221 году был заложен Нижний Новгород.

Князь Святослав-Гавриил был женат на княжне Евдокии Петровне, дочери князя Муромского Петра(в монашестве Давида) и Февронии (в иночестве Ефросинии), святых Муромских чудотворцев. От этого брака у них был единственный сын Димитрий, также признаваемый по старинным святцам святым. В 1228 году Святослав отпустил свою благочестивую жену в в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество 24 июля в праздник Бориса и Глеба. В этом монастыре благоверная княгиня преставилась и там же похоронена. До сего дня в этом монастыре почивают её святые останки.

В эти годы Святослав все больше и больше отходил от ратных дел, местом своего постоянного пребывания выбрал Юрьев, откуда почти никуда не выезжал , много читал и молился. Подобно своему отцу Всеволоду Юрьевичу, Святослав возлюбил Божии храмы и церковную красоту. В городе Юрьев-Польском князь основал княжеч монастырь в честь архистратига божия Михаила. Точная дата его основания не установлена. В 1230 году он повелел разобрать в Юрьеве церковь, построенную его дедом Юрием Долгоруким, так как она «обветшала и поломалася». А через четыре года на её месте владимиро-суздальские мастера построили дивный храм. Казалось бы, невозможно было сравниться и тем более превзойти уже созданные к тому времени храм Покрова на Нерли, Успенский и Димитриевский собор во Владимире. И все же владимиро-суздальские мастера создали новый шедевр. Вся поверхность нового Георгиевского собора сверху донизу покрывается резьбой по белому камню. В ажурный ковер животного и растительного орнамента искусно вплетаются большие и сложные религиозные композиции. Летописец отмечает: «Чудно зело, вельми украси ю резным камнем от подошвы доверху святые лики и праздники, а сам бе мастер». К наиболее совершенным композициям относится Святое Распятие(так называемый Святославов Крест). Резная надпись на нем говорит, что оно поставлено самим Святославом: «Сооружен сей честный животворящий крест Господен благоверным князем Святославом Всеволодовичем в лето 6732(1224)». Согласно преданию, благоверный князь высек его из камня в память о своем чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после победоносного похода на волжских болгар. На огромном каменном кресте — Христос. Сколько страдания на лике Христа и его чуть изогнутом теле. На соседнем камне слева от «Распятия» — Богородица и жены — мироносицы. Их позы, прижатые к груди руки говорят о великой скорби. На камне справа от «Распятия» стоит любимый ученик Христа молодой апостол Иоанн, подперев рукой голову. Рядом с ним римский сотник Лонгин в воинских доспехах: он отшатнулся, в ужасе протянув вверх правую руку. Установлено было «Распятие» в центральной закомаре северного фасада собора, обращенного к городу. Позднее было перенесено внутрь собора. «Святославов крест» пользовался у верующих особым почитанием как чудотворный. Много паломников приходило сюда из разных уголков России, чтобы приложиться к нему и получить исцеление. В их числе были такие правители России, как великий князь Василий III, его сын Иоанн Грозный, первый царь из дома Романовых Михаил Федорович. Рядом со «Святым Распятием» находился и портрет строителя собора- благоверного князя Святослава Всеволодовича. Тонкий и умелый резец высек на белом камне лоб, покрытый низко спускающейся из-под шапки-шлема чёлкой волос. Длинная борода сочетается с закрученными вверх усами, живой взгляд больших глаз. Вероятно, именно такие лица русские летописцы называли «красными». Созданный за четыре года (1234 г) до монголо-татарского нашествия Георгиевский собор стал лебединой песней владимиро-суздальских зодчих, жемчужиной земли Владимирской. В 1237 году на Русскую землю вторглись монголо-татарские завоеватели.

Разрозненные уделы один за другим были покорены врагом, не встретившим объединенного отпора всей земли. Вслед за разоренной сожженной Рязанью пали Коломна и Москва. В начале февраля 1238 года татары двинулись на Владимир. Князь Святослав, взяв с собой сына Димитрия, с юрьевской дружиной отправился на север к Угличу, чтобы соединится с полками своего брата великого владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича. В 1238 году произошла битва на реке Сити, в которой войска Батыя разбили русские дружины. Но Господь вновь спас от неминуемой гибели благоверного князя Святослава и сына его Димитрия. Как кротких и возлюбленных чад своих. В 1247 году, как старший в роде Святослав получил великокняжеский престол во Владимире. Однако после недолгого княжения(был изгнан из Владимира своим племянником Михаилом Ярославовичем Храборитом) вновь вернулся в Юрьев-Польский, где, по словам современника , «окончил свои дни в посте и молитве, чистоте и покаянии».

Преставился святой князь 3(16) февраля 1252 года. «Со многим плачем» прощался народ с любимым князем. Тело его было положено в соборе святого великомученика Георгия, им же самим построенном.

Дорогие братья и сестры!

В монастырских новостях мы в очередной раз сообщили о том, что в нашу обитель переданы частицы мощей святых. Частиц у нас много, но лишь малая часть из них доступна для поклонения.

Осознавая неправильность такого положения мы решили объявить сбор на новый мощевик (примерно на 100 частиц). Хотим сделать его в виде большого настенного, резного киота, в центр которого мы поместим уменьшенную копию Годеновского Креста. Так все частицы мощей будут доступны всем желающим прикоснуться к святыне в Смоленском Соборе монастыря.

На поступившие пожертвования проведены все подготовительные работы.  Приобретены: копия Годеновского креста, 100 ковчежцев для мощей, изготовлены таблички для гравировки имен святых (100 шт.), сделан эскиз киота.

В мощевик будут помещены и святыни, принадлежавшие митрополиту Евлогию (Смирнову) - частицы Голгофы и Мамврийского дуба.

Пожертвование можно перечислять на монастырскую карту с пометкой "мощевик".

Все готово для того, чтобы начать изготовление самого киота. Осталось собрать примерно 70 000 рублей.

Надеемся, что благодаря вашей помощи, мы сможем закончить этот проект. Также, мы сердечно благодарим всех, кто своими пожертвованиями уже принял в нем участие.

_______________

В монастыре начался отопительный сезон!

В этот период сильно возрастают расходы на коммунальные платежи, особенно счета за газ,  и мы особенно нуждается в вашей помощи!

Сделать пожертвование можно переведя деньги на карту Сбербанка

№ 4817 7602 5672 4638.

Владелец карты - настоятель монастыря игумен СЕРАФИМ

(Сергей Юрьевич С.) 

или на Яндекс- кошелек № 4100 1573 4392 279.

Просьба указывать назначение платежа: "Пожертвование на уставную деятельность".

 

 

Монастырь в социальных сетях:

Православные праздники